Малыш-реликвия от Citroen

Этот забавный автомобильчик со складной матерчатой крышей и неповторимым шумом мотора невозможно спутать ни с каким другим. Во многом популярности во всем мире Citroen обязан именно этой модели. Оригинальная машина была разработана с благородной целью - усадить за руль всех французов. Звезда автомобильного мира - 2CV - выпускалась французским концерном не один десяток лет - вплоть до 1990 года.

Являющаяся ныне легендой автомобилестроения XX века модель 2CV (индекс 2CV (deux chevaux - "де шво") обозначает две лошадиные силы налоговой мощности) впервые увидела свет в далеком 1939 году, когда было выпущено 250 предсерийных образцов. Запланированной на Парижском автосалоне 1939 года премьере и, соответственно, серийному производству помешала вторая мировая война. По-настоящему массовым автомобиль смог стать намного позже. 2CV удалось реанимировать так быстро благодаря тому, что, несмотря на уничтожение всей предсерийной партии (чтобы не попала к немцам), две довоенные машины все же сохранились. Одна - в деревенском подвале, засыпанная соломой, а другая - на складе фирмы Michelin. Эта машина использовалась как развозной пикап под самым носом оккупантов. В результате проведения столь необычных ходовых испытаний в конструкцию в крайне сжатые сроки удалось внести некоторые изменения.

Официальная презентация состоялась на Парижском автомобильном салоне в 1948 году. Поначалу журналисты окрестили ее "гадким утенком" и "роквой ошибкой Citroen", заявив, что "такое никто не купит" . Это было одно из самых неточных предсказаний в истории автомобилестроения - в первый же год после начала продаж 2CV дилеры Citroen получили заявки на шесть лет вперед, а выпуск автомобиля продолжался 42 года. Такой судьбе "гадкого утенка" могут позавидовать многие "лебеди" автомобильного мира!

При создании 2CV инженеры были ориентированы в первую очередь на рынок, который требовал небольшого автомобиля, доступного прежде всего массовому покупателю. Поэтому этот автомобиль был разработан в рамках проекта "TPV" - Tres Petite Voiture ("очень маленький автомобиль"). Ставка делалась на функциональность и простоту эксплуатации. Все сводилось к тому, чтобы минимизировать цену посредством снижения издержек производства. Следовательно, конструкцию автомобиля создали настолько простой и легкой, насколько это было возможно.

Разработчикам удалось добиться поставленной цели. Первые "утята", выпущенные в довоенные годы, были оснащены сильными крыльями, а также шасси и платформой из алюминиевого сплава. Торсионная подвеска всех колес была полностью независимой. Тормозами были оборудованы только задние колеса. 2CV был переднеприводным (для Citroen преимущества переднего привода давно не являлось откровением) и оснащался оппозитным двигателем BMW с водяным охлаждением объемом 375 см куб. Отличительной особенностью довоенных экземпляров являлось то, что они комплектовались единственной (!) фарой, а "дворник" имел ручной привод. Первые экземпляры не отличались особым комфортом: сиденья, намертво прикрученные к полу, представляли собой примитивный каркас из алюминиевых трубок, обтянутый кусками ткани.

2CV были просто воплощением практичности - модель являлась одним из первых хэтчбеков в мире. Багажник у них был совмещен с пассажирским салоном. Этим они обязаны Пьеру Буланже, занявшему пост главы Citroen в 1938 году. Буланже четко поставил задачу перед конструкторами - "создать экономичный автомобиль для французского крестьянина, способный перевезти его самого, еще одного человека и несколько мешков картофеля и в котором он мог бы ездить не только с поля на рынок но и в церковь". Вот так четко и лаконично.

К 1948 году 2CV претерпел некоторые усовершенствования. В целях удешевления алюминиевые элементы кузова были заменены на стальные, что отразилось на массе: теперь она достигла полтонны. Двигатель собственного производства (мощностью 9 лошадиных сил) теперь оснащался системой воздушного охлаждения. Не обошлось и без изменений в дизайне: появились внешние ручки дверей, стеклоочистители и две фары. Форма крыльев стала более современной. Покупателю был предложен скатывающийся в рулон мягкий верх. Возможно, благодаря именно этому решению 2CV в народе стали дружно характеризовать как "четыре колеса и четыре пассажира под одним зонтиком". Не был оставлен без внимания и интерьер: подверглись усовершенствованию панель приборов и сиденья, которые стали намного комфортнее благодаря тому, что были обшиты более дорогим материалом. Важной особенностью всех изменений стало то, что они позволили несколько снизить цену автомобиля и, соответственно, увеличить на него спрос.

Компания Citroen предлагала в то время покупателям несколько уровней комплектации. К примеру, в исполнении "люкс" (версия Club) автомобилю придавали особую эффектность хромированные клыки, колесные колпаки и молдинги. Кроме того, "люксовые" версии комплектовались сиденьями повышенной комфортности с подушками из губчатой резины. Позже мир увидел еще несколько версий 2CV, среди которых - Ami, Dyane и Mehari.

В период с 1958-го по 1966 год выпускалась даже уникальная полноприводная версия 2CV под названием Sahara. Одна из ее особенностей - это расположение запасного колеса. Угадайте - где?.. На капоте. Но самое главное то, что данная версия была оснащена двумя двигателями, работавшими независимо друг от друга. В модернизации Sahara 2CV успешно прошел через все испытания на прочность, участвуя во всевозможных ралли. И, наверное, именно его заслуга в том, что автомобили марки Citroen во всем мире стали считать символом прогресса и олицетворением надежности.

За свою долгую жизнь 2CV неоднократно модернизировался - в основном это касалось увеличения мощности двигателя и повышения комфортабельности и безопасности. Однако практически все изменения, внесенные в конструкцию на протяжении всего срока серийного производства (42 года!), являлись весьма незначительными, потому что даже первые образцы обладали чертами, впоследствии определившими успех: индивидуальный дизайн и передовая конструкция, которые гарантировали популярность в течение долгого времени. Инженерам удалось создать автомобиль настолько необычный и настолько впечатляющий, что покупателя уже интересовал вопрос, сколько лет он находится в производстве - пять, десять или двадцать.

Последняя версия 2CV, сходившая с конвейера, имела двигатель объемом 602 см куб. мощностью 33л.с. Внешне она отличалась наличием пятой двери со стеклом, прямоугольные фары пришли на смену круглым.

Всего за период с 1948-го по 1990 год свет увидело 5114940 автомобилей под названием "2CV". (Из них 1246306 были в исполнении "фургон").

Почему же Citroen прекратил выпуск своего, пожалуй, самого успешного творения? Отнюдь не из-за отсутствия спроса. Причина банальна: к началу 90-х 2CV перестал соответствовать ужесточившимся требованиям к безопасности и экологическим нормам.

...На смену 2CV пришла модель AX, которую позже сменил Saxo, но им, несмотря на большую популярность, все же не удалось достичь того успеха. Сейчас на Citroen уже готова к серийному выпуску новая модель C3, в облике которой проглядываются "фамильные черты". Сможет ли эта модель покорить мир так, как это сделал более полувека назад "гадкий утенок"? Скоро увидим!

Hosted by uCoz